
Книга «Человек с железным оленем». Она была написана писателем-историком А.А. Харитановским в 50-х годах прошлого века. В ней рассказывается, как Г.Л. Травин, физкультурник-турист, в 1928–1931 гг. прошёл на велосипеде вдоль границ СССР (включая арктическое побережье).
Итак, Глеб Леонтьевич Травин – кто этот человек-легенда? Уроженец Псковского уезда, сын военного, который по нелепой случайности был отправлен в отставку и после работал дворником и сторожем при квасном складе. Человек недюжинных способностей и крепкого телосложения, который с малых лет проявлял интерес к природе, родному краю, его живому миру. Таким нам его рисует А.А. Харитановский.
В школьные годы любознательный Глеб исследовал дельту и пойму реки Великой, знакомился с местными обитателями.
Похоже, сильное влияние на становление личности Глеба оказал школьный учитель географии, Яков Никандрович, который поощрял речные походы мальчика и помогал с определением видов животных и растений. Впоследствии Глеб организует в Пскове клуб юных охотников-следопытов.
По окончании школы и реального училища Травин поступает в Псковский институт народного образования. В это же время он начинает работать инструктором в губернском союзе охотников. И когда его отправляют делегатом в Москву на Всероссийский съезд охотников, он покупает в комиссионке свой первый велосипед. О собственном велосипеде Глеб мечтал с детства, и после первой же дальней поездки по охотничьим угодьям он заявляет, что не признаёт иного транспорта.

В этих поездках Глебу приходит в голову мысль о кругосветном путешествии. Он даже составляет предполагаемый маршрут, проходящий от Пскова до Чукотки, дальше через Берингов пролив на Аляску, после Северной Америки – Африка, Австралия, Япония, Владивосток, Москва. Но этому путешествию (которое, кстати, многие полагали невозможным) не суждено было начаться, как упорно ни готовился к нему Глеб. Городскому военкомату понадобился человек на краткосрочные курсы командиров запаса Красной Армии, и в институте недолго думая назвали его кандидатуру. Так Травин попадает в Ленинград, где командует взводом в 33-м стрелковом полку. Идея путешествия не забывается, но откладывается на некоторое время.
В ноябре 1927 года, демобилизовавшись в звании командира взвода, Травин в компании троих друзей-однополчан отплывает из Ленинграда на Камчатку. Там, осев в Петропавловске-Камчатском, демобилизованные помогают строить электростанцию. Травин быстро осваивается на новом месте и возобновляет тренировки в рамках подготовки к путешествию. По совету местного краеведа Новограбленова он пробует свои силы на Камчатке: сначала организует поход к Авачинской сопке, а затем, дождавшись заказанного велосипеда, отправляется на нём в долину реки Камчатки (август 1928 г.). В ходе поездки он теснее знакомится с камчатской природой, а также встречает кочевых представителей коренного населения – эвенов. Кстати, они-то и прозвали велосипед Травина «железным оленем».
Осуществлённый на Камчатке велопоход, по-видимому, оказал на Травина сильное влияние. Настолько сильное, что именно после него он отказывается от кругосветного путешествия (и уже приготовленного загранпаспорта) в пользу путешествия вдоль границ СССР. И уже 10 октября 1928 г., попрощавшись с товарищами, он пускается в путь.

Пожалуй, следует рассказать о велосипеде Глеба Леонтьевича и другом его снаряжении. Тут, на мой взгляд, лучше привести пару абзацев из текста, которые описывают их. Первое:
И второе:
Далее в книге, где-то чуть более подробно, но в основном бегло, описывается героическое путешествие Травина вокруг границ СССР. Я, конечно, не буду приводить здесь полный текст. Все населённые пункты, где по дороге отмечался Травин, с датами отметок опубликованы в приложении к книге. Что касается карты путешествия, то вот она:

Проплыв от Камчатки до Владивостока на пароходе, к началу апреля 1929 г. Травин достиг Новосибирска. Примерно отсюда маршрут его круто берёт на юг, к степям Средней Азии. Лета хватило, чтобы преодолеть юг СССР. Это территория таких нынешних государств, как Узбекистан, Таджикистан Туркмения, Азербайджан, Грузия. Оттуда Травин вновь спешит на север. 21 ноября позади остаются многочисленные города средней полосы, а сам Глеб уже в заполье – в Мурманске. А дальше начинается то, что можно назвать по меньшей мере невероятным, – велопоход по арктическому побережью СССР. Чтобы снова достичь Авачинской бухты у путешественника ушло почти два года; срок всего путешествия составил три года. Что Травину пришлось претерпеть и испытать на собственной шкуре за этот полярный отрезок пути, как ему пришлось передвигаться, как довелось выходить из труднейших ситуаций и какие невероятные операции производить над собой и своим железным другом, довольно подробно описано в книге, и я рекомендую вам её прочитать – благо, она не слишком длинная и читается быстро.
Да, иначе как подвигом описанный в книге велопоход назвать нельзя. Особенно если учесть, в какое время он совершался. Только представьте, ведь это годы, когда Запад переживал жесточайшую Великую депрессию, а для Советского Союза это годы первой пятилетки, конец НЭПа и начало повсеместной индустриализации и коллективизации. На этом фоне поход, проделанный к тому же даже не в научных, а чисто спортивных целях, выглядит особенно фантастично. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что сегодня правдивость книги подвергается сомнению.
Дело не только в эпохе. Дело и в общем духе книги, в котором прослеживается явная романтизация путешественника как советского героя, с упором именно на «советского». Дело и в сумбурности повествования: некоторые участки пути (от Ростова-на-Дону до Ленинграда) просто выброшены как ненужные (автор извиняется, мол, про эти места и так написано достаточно), хотя это можно простить, ведь сам автор в походе не участвовал, а базировал рассказ на имеющихся в его распоряжении фактах. А это существенное ограничение. Но в результате действие то стопорится, то несётся вскачь, а это отнюдь не добавляет убедительности. Кроме того, автор не всегда основывает своё мнение на фактах, доказательством чему служит упоминание Е. М. Артамонова и его велосипеда как реально существовавших – тут Харитановский явно пал жертвой пропаганды «русского научно-технического первенства». Не вызывают у людей доверия и сроки преодоления некоторых участков маршрута; вызывают сомнения различные несостыковки. Подолью немного масла: описанный суровый режим спортсмена кажется крайне удивительным. К примеру, питьё дважды в день. Летом в Средней Азии. Режим режимом, но…

Писатель защищает себя сам, взывая к фактам. А.А. Харитановский называет конкретных людей, от которых он слышал о переходе Травина, приводит выдержки из беседы с Глебом Леонтьевичем, а также данные из паспорта-регистратора туриста, упоминает памятный знак, поставленный в ознаменование удивительного перехода. По моему скромному мнению, это серьёзные аргументы, от которых так просто не отмахнёшься.
Возможно, не всё, что написано в книге, правда. Предположим, это так. Она излишне политизирована, из-за чего местами её не хочется читать. Но знаете что? Это не так уж важно. Даже если описанный велопоход был совсем не таким, каким он описан… Да что там, даже если его не было вовсе (хотя я убеждён, что он всё-таки был), легенда о человеке с железным оленем ушла в народ и оказала своё влияние на сознание людей. Я бы сказал, что влияние это было исключительно позитивным. По слухам, именем Травина названо более 200 велоклубов. Люди слышали о Травине и стремились походить на него, что, без сомнений, позитивно сказалось на спортивном и моральном облике нации. А ещё именно легенда о человеке с «железным оленем» навела В.С. Кетова на мыль о путешествии по контуру материков. Кстати говоря, именно читая интервью этого российского путешественника и художника, чьё странствие уж точно подтверждено многочисленными СМИ по всему миру, я и узнал о Травине. Если мыль о забытом подвиге вдохновляет людей на такие свершения, так ли уж важно, был ли первоначальный подвиг приукрашен и если да, то насколько? На мой взгляд, Г.Л. Травин сделал хорошее дело, и не менее хорошее дело сделал А.А. Харитановский, который рассказал о нём миру. Большое спасибо им за это.
Источник: http://dammy-cycle.ru/persons/travin/">D@mmy-Cycle
Итак, Глеб Леонтьевич Травин – кто этот человек-легенда? Уроженец Псковского уезда, сын военного, который по нелепой случайности был отправлен в отставку и после работал дворником и сторожем при квасном складе. Человек недюжинных способностей и крепкого телосложения, который с малых лет проявлял интерес к природе, родному краю, его живому миру. Таким нам его рисует А.А. Харитановский.
В школьные годы любознательный Глеб исследовал дельту и пойму реки Великой, знакомился с местными обитателями.
— Что за бродяга растет! — сетовала мать, выкидывая из комнаты то птенцов, то щенят, то ужей, то тритонов в банке.
Похоже, сильное влияние на становление личности Глеба оказал школьный учитель географии, Яков Никандрович, который поощрял речные походы мальчика и помогал с определением видов животных и растений. Впоследствии Глеб организует в Пскове клуб юных охотников-следопытов.
По окончании школы и реального училища Травин поступает в Псковский институт народного образования. В это же время он начинает работать инструктором в губернском союзе охотников. И когда его отправляют делегатом в Москву на Всероссийский съезд охотников, он покупает в комиссионке свой первый велосипед. О собственном велосипеде Глеб мечтал с детства, и после первой же дальней поездки по охотничьим угодьям он заявляет, что не признаёт иного транспорта.
Как инструктор губернского союза охотников он исколесил всю Псковщину. Буксовал на размытых дождями проселках, совершал кроссы по лесным чащобам, где каждый сук норовит кольнуть, схватить тебя за воротник, каждый корень бросается под колеса, чтобы остановить, сбить, запутать… А болота, а илистые, заросшие осокой речушки…

В этих поездках Глебу приходит в голову мысль о кругосветном путешествии. Он даже составляет предполагаемый маршрут, проходящий от Пскова до Чукотки, дальше через Берингов пролив на Аляску, после Северной Америки – Африка, Австралия, Япония, Владивосток, Москва. Но этому путешествию (которое, кстати, многие полагали невозможным) не суждено было начаться, как упорно ни готовился к нему Глеб. Городскому военкомату понадобился человек на краткосрочные курсы командиров запаса Красной Армии, и в институте недолго думая назвали его кандидатуру. Так Травин попадает в Ленинград, где командует взводом в 33-м стрелковом полку. Идея путешествия не забывается, но откладывается на некоторое время.
В ноябре 1927 года, демобилизовавшись в звании командира взвода, Травин в компании троих друзей-однополчан отплывает из Ленинграда на Камчатку. Там, осев в Петропавловске-Камчатском, демобилизованные помогают строить электростанцию. Травин быстро осваивается на новом месте и возобновляет тренировки в рамках подготовки к путешествию. По совету местного краеведа Новограбленова он пробует свои силы на Камчатке: сначала организует поход к Авачинской сопке, а затем, дождавшись заказанного велосипеда, отправляется на нём в долину реки Камчатки (август 1928 г.). В ходе поездки он теснее знакомится с камчатской природой, а также встречает кочевых представителей коренного населения – эвенов. Кстати, они-то и прозвали велосипед Травина «железным оленем».
Осуществлённый на Камчатке велопоход, по-видимому, оказал на Травина сильное влияние. Настолько сильное, что именно после него он отказывается от кругосветного путешествия (и уже приготовленного загранпаспорта) в пользу путешествия вдоль границ СССР. И уже 10 октября 1928 г., попрощавшись с товарищами, он пускается в путь.

Пожалуй, следует рассказать о велосипеде Глеба Леонтьевича и другом его снаряжении. Тут, на мой взгляд, лучше привести пару абзацев из текста, которые описывают их. Первое:
…Перед ним странная на первый взгляд машина. Рама низкая, передняя вилка двойная, да еще с дополнительным креплением, седло широкое с двойными пружинами, у колес дубовые обода с никелевой облицовкой, шины однотрубные, составляют единое целое с камерами. Велосипед ярко-красный с белыми эмалевыми стрелами, на раме марки американской фирмы „Принцетон‟. Из запасных частей с велосипедом пришли три циклометра — счетчики оборотов колеса, масляные сигнальные фонари, две запасные цепи, два ската, педали, насос, клей, изоляционная лента и плоскогубцы. И увы, ничего „специального‟. Пришлось заняться кустарным дооборудованием и брать с собой уже не миниатюрные приборы, а такие, какие можно достать. Приобрел фотоаппарат „Кодак‟ и запас пленки к нему, заготовил „железный паек‟ — неприкосновенный запас галет и шоколада. Из одежды — две пары носков, рейтузы, трусы, майки, полотенце, носовые платки. Все было аккуратно уложено в багажных сумках, с боку прикреплены запасные скаты. Общий вес загруженного велосипеда составлял восемьдесят килограммов, таков же и собственный вес. Итого — 160 кг. Нагрузка весьма солидная.
И второе:
Ярко-красный велосипед, с белыми эмалевыми стрелами, оборудован двумя герметически закрывающимися кожаными сумками. Первая прикреплена к верхней части рамы, в ней хранится полный набор инструментов и запасные детали. Это — походная мастерская. Сзади, на багажнике, — еще одна сумка с пайком „НЗ‟ — семь фунтов прессованных галет плюс килограмм шоколада. Здесь же фотоаппарат и зимняя одежда. Емкость саквояжей рассчитана так, что при нужде могут для велосипеда служить понтонами, держать его на плаву. На колесах — циклометры.
Далее в книге, где-то чуть более подробно, но в основном бегло, описывается героическое путешествие Травина вокруг границ СССР. Я, конечно, не буду приводить здесь полный текст. Все населённые пункты, где по дороге отмечался Травин, с датами отметок опубликованы в приложении к книге. Что касается карты путешествия, то вот она:

Проплыв от Камчатки до Владивостока на пароходе, к началу апреля 1929 г. Травин достиг Новосибирска. Примерно отсюда маршрут его круто берёт на юг, к степям Средней Азии. Лета хватило, чтобы преодолеть юг СССР. Это территория таких нынешних государств, как Узбекистан, Таджикистан Туркмения, Азербайджан, Грузия. Оттуда Травин вновь спешит на север. 21 ноября позади остаются многочисленные города средней полосы, а сам Глеб уже в заполье – в Мурманске. А дальше начинается то, что можно назвать по меньшей мере невероятным, – велопоход по арктическому побережью СССР. Чтобы снова достичь Авачинской бухты у путешественника ушло почти два года; срок всего путешествия составил три года. Что Травину пришлось претерпеть и испытать на собственной шкуре за этот полярный отрезок пути, как ему пришлось передвигаться, как довелось выходить из труднейших ситуаций и какие невероятные операции производить над собой и своим железным другом, довольно подробно описано в книге, и я рекомендую вам её прочитать – благо, она не слишком длинная и читается быстро.
Да, иначе как подвигом описанный в книге велопоход назвать нельзя. Особенно если учесть, в какое время он совершался. Только представьте, ведь это годы, когда Запад переживал жесточайшую Великую депрессию, а для Советского Союза это годы первой пятилетки, конец НЭПа и начало повсеместной индустриализации и коллективизации. На этом фоне поход, проделанный к тому же даже не в научных, а чисто спортивных целях, выглядит особенно фантастично. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что сегодня правдивость книги подвергается сомнению.
Дело не только в эпохе. Дело и в общем духе книги, в котором прослеживается явная романтизация путешественника как советского героя, с упором именно на «советского». Дело и в сумбурности повествования: некоторые участки пути (от Ростова-на-Дону до Ленинграда) просто выброшены как ненужные (автор извиняется, мол, про эти места и так написано достаточно), хотя это можно простить, ведь сам автор в походе не участвовал, а базировал рассказ на имеющихся в его распоряжении фактах. А это существенное ограничение. Но в результате действие то стопорится, то несётся вскачь, а это отнюдь не добавляет убедительности. Кроме того, автор не всегда основывает своё мнение на фактах, доказательством чему служит упоминание Е. М. Артамонова и его велосипеда как реально существовавших – тут Харитановский явно пал жертвой пропаганды «русского научно-технического первенства». Не вызывают у людей доверия и сроки преодоления некоторых участков маршрута; вызывают сомнения различные несостыковки. Подолью немного масла: описанный суровый режим спортсмена кажется крайне удивительным. К примеру, питьё дважды в день. Летом в Средней Азии. Режим режимом, но…

Писатель защищает себя сам, взывая к фактам. А.А. Харитановский называет конкретных людей, от которых он слышал о переходе Травина, приводит выдержки из беседы с Глебом Леонтьевичем, а также данные из паспорта-регистратора туриста, упоминает памятный знак, поставленный в ознаменование удивительного перехода. По моему скромному мнению, это серьёзные аргументы, от которых так просто не отмахнёшься.
Возможно, не всё, что написано в книге, правда. Предположим, это так. Она излишне политизирована, из-за чего местами её не хочется читать. Но знаете что? Это не так уж важно. Даже если описанный велопоход был совсем не таким, каким он описан… Да что там, даже если его не было вовсе (хотя я убеждён, что он всё-таки был), легенда о человеке с железным оленем ушла в народ и оказала своё влияние на сознание людей. Я бы сказал, что влияние это было исключительно позитивным. По слухам, именем Травина названо более 200 велоклубов. Люди слышали о Травине и стремились походить на него, что, без сомнений, позитивно сказалось на спортивном и моральном облике нации. А ещё именно легенда о человеке с «железным оленем» навела В.С. Кетова на мыль о путешествии по контуру материков. Кстати говоря, именно читая интервью этого российского путешественника и художника, чьё странствие уж точно подтверждено многочисленными СМИ по всему миру, я и узнал о Травине. Если мыль о забытом подвиге вдохновляет людей на такие свершения, так ли уж важно, был ли первоначальный подвиг приукрашен и если да, то насколько? На мой взгляд, Г.Л. Травин сделал хорошее дело, и не менее хорошее дело сделал А.А. Харитановский, который рассказал о нём миру. Большое спасибо им за это.
Источник: http://dammy-cycle.ru/persons/travin/">D@mmy-Cycle
Последние комментарии