
В лондонском музее дизайна идёт выставка Cycle Revolution. #velonation побывал на этом мероприятии и обнаружил интересную экспозицию, рассказывающую об эволюции велосипедного дизайна. А вот с революцией на выставке оказалось не густо.

Велосипедизм встречает вас уже на подступах к Design Museum, современном белому строению на южном бегу Темзы. У входа в музей установлены контейнеры для растений, совмещённые с велопарковкой, а также большой бокс — автомат с прокатом складных велосипедов марки Brompton. Автомат, правда, при ближайшем рассмотрении не работает. Зато контейнеры функционируют как и задумывалось: внутри цветы, снаружи велосипеды. Действительно удачный дизайн.

В самом музее лестницу, ведущую на третий этаж, где располагается выставка Cycle Revolution, украшают наклейки в виде следов от велосипедных шин, а также инсталляция из старых рам, похожая на облезлую новогоднюю елку.

Сама экспозиция делится на несколько частей. Если идти по часовой стрелке, то порядок такой. Сперва все о гонках и о том, как развивались предназначенные для этой цели велосипеды. На этой фотографии слева внизу — велосипед Эдди Меркса, на котором он установил часовой рекорд езды в 1972 году, в над ним — велосипед Франческо Мозера 1984 года. Мозер знаменит тем, что смог побить рекорд Меркса. Не в в последнюю очередь — благодаря аэродинамической форме своего велосипеда.

Ещё один любопытный экспонат — инфографика, рассказывающая о содержимом автомобилей поддержки команды Sky на гонке “Тур де Франс” в прошлом году. С точностью до питательных батончиков.

В следующей секции показывают велосипеды для экстремальных видов спорта, включая первый серийный горный велосипед марки Specialized 1983 года, а также чоппер Raleigh, выпускавшийся 1970 году.

Дальше идёт раздел с городскими велосипедами, где отдельное место уделено рядовой жительнице Лондона Люси Грандвиль — организаторы выставки на конкурсной основе выбрали её как живой образец городского велосипедизма. На одной из фотографий Люси позирует вместе с велосипедом и в беременном виде, а в видео-ролике рассказывает, что ездит на велосипеде с детства и неё разу не была в аварии.
В том же разделе ожидаемо много складных велосипедов. Есть, например, исходный чертёж Brompton, и странный Х-образный велосипед на крохотных колесиках, созданный в 1990 году Марком Сандерсом. Разработанный тем же Сандерсом тремя годами раньше велосипед Strida на этом фоне выглядит ни разу ни странно.

Есть раздел про грузовые велосипеды. Рядом с реальными рабочими лошадками вроде Bullitt и Christiania Bike показывают модель Donkey (в верхнем ряду второй слева). Этот велосипед сперва прошлелся широким маршем по всем сайтам, которые пишут про дизайн и велосипеды, потом получил награду за лучший дизайн в 2013.

На улицах больших и малых городов велосипеды этой марки замечены до сих пор не были. И это очень показательная история. В мире велосипедного дизайна, о котором рассказывает выставка Cycle Revolution не происходит никаких революций. Там идёт естественный эволюционный процесс, в результате которого возникают как виды, доминирующие на улицах наших городов, так и экзотические модели, чья среда обитания ограничена гоночными трассами или дизайнерскими блогами.
Революция происходит совсем в другом месте, и не в музеях, а прямо на наших глазах. Массовый городской велосипедизм из экзотической особенности городов вроде Амстердама, Берлина или Копенгагена, превращается в транспортный мейнстрим там, где раньше об этом и не помышляли. Лондон — как раз такое место. Нынешние 2% ежедневных поездок на велосипеде — это далеко не предел мечтаний, но число велосипедов на улицах растёт, и как раз сейчас городские власти затеяли масштабное строительство выделенных “велосипедных суперхайвеев” взамен преобладавших до последнего времени велодорожек, нарисованных краской на дороге.
Эта революция в представлениях о том, каким может и должен быть современный город, влияет, в том числе, и на велосипедный дизайн. Точно также метеорит, революционно упавший на землю много миллиардов лет назад и погубивший динозавров, способствовал эволюции млекопитающих, которые из второстепенных существ, прозябавших в тени всяких ящеров, со временам превратились в королей планеты. Транспортная революция стимулирует, например, появление мастерских, выпускающих штучные “кастомные” велосипеды. На выставке им был выделен отдельный закуток, где, в числе прочих была представлена мастерская Hartley Cycles, возглавляемая выпускницей Королевского колледжа искусств Карен Хартли. Это редкий пример, потому что женщины занимаются велосипедостроением, прямо скажем, не часто.

Другая ветвь эволюции была представлена в ещё в одном закутке — все те модели, которые мы уже видели в дизайнерских блогах и, как и в случае с Donkey, вряд ли будем часто встречать на улицах. Например, модели из дерева вроде этой, сконструированной амстердамским дизайнером Полом Тиммером. Такие велосипеды служат олицетворением экологичности, но обычно имеют побочные эффекты — любо весят как маленький танк (в данном случае это не проблема — всего 11 кг), либо стоят как хрустальный мост.

Справедливости ради — вычурное велосипедостроение придумали не вчера. Эта модель, изготовленная итальянской маркой Abici в 2015 году воспроизводит экспериментальные велосипеды первой половины ХХ века. Тогда такие чудеса большого успеха не имели. Теперь, благодаря транспортной революции, даже самые странные дизайнерские идеи могут претендовать на успех, пусть и локальный.

В этом смысле выставка в Лондоне — очень показательная. Хотя название у неё все-таки не вполне отражает суть дела.
https://velonation.wordpress.com/2016/02/13/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5/">Источник

Велосипедизм встречает вас уже на подступах к Design Museum, современном белому строению на южном бегу Темзы. У входа в музей установлены контейнеры для растений, совмещённые с велопарковкой, а также большой бокс — автомат с прокатом складных велосипедов марки Brompton. Автомат, правда, при ближайшем рассмотрении не работает. Зато контейнеры функционируют как и задумывалось: внутри цветы, снаружи велосипеды. Действительно удачный дизайн.

В самом музее лестницу, ведущую на третий этаж, где располагается выставка Cycle Revolution, украшают наклейки в виде следов от велосипедных шин, а также инсталляция из старых рам, похожая на облезлую новогоднюю елку.

Сама экспозиция делится на несколько частей. Если идти по часовой стрелке, то порядок такой. Сперва все о гонках и о том, как развивались предназначенные для этой цели велосипеды. На этой фотографии слева внизу — велосипед Эдди Меркса, на котором он установил часовой рекорд езды в 1972 году, в над ним — велосипед Франческо Мозера 1984 года. Мозер знаменит тем, что смог побить рекорд Меркса. Не в в последнюю очередь — благодаря аэродинамической форме своего велосипеда.

Ещё один любопытный экспонат — инфографика, рассказывающая о содержимом автомобилей поддержки команды Sky на гонке “Тур де Франс” в прошлом году. С точностью до питательных батончиков.

В следующей секции показывают велосипеды для экстремальных видов спорта, включая первый серийный горный велосипед марки Specialized 1983 года, а также чоппер Raleigh, выпускавшийся 1970 году.

Дальше идёт раздел с городскими велосипедами, где отдельное место уделено рядовой жительнице Лондона Люси Грандвиль — организаторы выставки на конкурсной основе выбрали её как живой образец городского велосипедизма. На одной из фотографий Люси позирует вместе с велосипедом и в беременном виде, а в видео-ролике рассказывает, что ездит на велосипеде с детства и неё разу не была в аварии.
В том же разделе ожидаемо много складных велосипедов. Есть, например, исходный чертёж Brompton, и странный Х-образный велосипед на крохотных колесиках, созданный в 1990 году Марком Сандерсом. Разработанный тем же Сандерсом тремя годами раньше велосипед Strida на этом фоне выглядит ни разу ни странно.

Есть раздел про грузовые велосипеды. Рядом с реальными рабочими лошадками вроде Bullitt и Christiania Bike показывают модель Donkey (в верхнем ряду второй слева). Этот велосипед сперва прошлелся широким маршем по всем сайтам, которые пишут про дизайн и велосипеды, потом получил награду за лучший дизайн в 2013.

На улицах больших и малых городов велосипеды этой марки замечены до сих пор не были. И это очень показательная история. В мире велосипедного дизайна, о котором рассказывает выставка Cycle Revolution не происходит никаких революций. Там идёт естественный эволюционный процесс, в результате которого возникают как виды, доминирующие на улицах наших городов, так и экзотические модели, чья среда обитания ограничена гоночными трассами или дизайнерскими блогами.
Революция происходит совсем в другом месте, и не в музеях, а прямо на наших глазах. Массовый городской велосипедизм из экзотической особенности городов вроде Амстердама, Берлина или Копенгагена, превращается в транспортный мейнстрим там, где раньше об этом и не помышляли. Лондон — как раз такое место. Нынешние 2% ежедневных поездок на велосипеде — это далеко не предел мечтаний, но число велосипедов на улицах растёт, и как раз сейчас городские власти затеяли масштабное строительство выделенных “велосипедных суперхайвеев” взамен преобладавших до последнего времени велодорожек, нарисованных краской на дороге.
Эта революция в представлениях о том, каким может и должен быть современный город, влияет, в том числе, и на велосипедный дизайн. Точно также метеорит, революционно упавший на землю много миллиардов лет назад и погубивший динозавров, способствовал эволюции млекопитающих, которые из второстепенных существ, прозябавших в тени всяких ящеров, со временам превратились в королей планеты. Транспортная революция стимулирует, например, появление мастерских, выпускающих штучные “кастомные” велосипеды. На выставке им был выделен отдельный закуток, где, в числе прочих была представлена мастерская Hartley Cycles, возглавляемая выпускницей Королевского колледжа искусств Карен Хартли. Это редкий пример, потому что женщины занимаются велосипедостроением, прямо скажем, не часто.

Другая ветвь эволюции была представлена в ещё в одном закутке — все те модели, которые мы уже видели в дизайнерских блогах и, как и в случае с Donkey, вряд ли будем часто встречать на улицах. Например, модели из дерева вроде этой, сконструированной амстердамским дизайнером Полом Тиммером. Такие велосипеды служат олицетворением экологичности, но обычно имеют побочные эффекты — любо весят как маленький танк (в данном случае это не проблема — всего 11 кг), либо стоят как хрустальный мост.

Справедливости ради — вычурное велосипедостроение придумали не вчера. Эта модель, изготовленная итальянской маркой Abici в 2015 году воспроизводит экспериментальные велосипеды первой половины ХХ века. Тогда такие чудеса большого успеха не имели. Теперь, благодаря транспортной революции, даже самые странные дизайнерские идеи могут претендовать на успех, пусть и локальный.

В этом смысле выставка в Лондоне — очень показательная. Хотя название у неё все-таки не вполне отражает суть дела.
https://velonation.wordpress.com/2016/02/13/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5/">Источник
Последние комментарии